Власти Таджикистана приступили к реформированию милиции

Милиция Таджикистана в ближайшие годы будет переименована в полицию и пройдет кардинальное реформирование. О необходимости реформирования милиции в Таджикистане говорится более трех лет, однако пока серьезных сдвигов в этой сфере сделано не было.

Между тем, среди всех правоохранительных органов Таджикистана работа МВД вызывает наибольшие нарекания со стороны населения. Согласно исследованиям, проведенным НПО Таджикистана, больше всего случаев насилия и пыток над гражданами совершают оперативники и следователи милиции – 77%, в то время как следователи прокуратуры – 11,5%, сотрудники ИВС/СИЗО – 2%, «оперы» ГКНБ – 1,5%, другие – 8,7%. Милиционеры также «лидируют» по количеству других правонарушений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов – превышением должностных полномочий, взятками, — что подтверждается данными Генпрокуратуры.

Существующую ситуацию косвенно признал и президент страны Эмомали Рахмон, заявив в своем последнем послании парламенту, что многочисленные заявления и жалобы граждан свидетельствуют «о не удовлетворительной работе правоохранительных органов». «Имеют место случаи, когда совершенные преступления остаются нераскрытыми, скрываются факты совершения преступлений с тем, чтобы улучшить показатели деятельности. Необходимо принять дополнительные меры для обеспечения строгого соблюдения закона и снижения уровня коррупции», — заявил президент. Эмомали Рахмон считает необходимым подготовить и представить Программу реформы милиции и Закон РТ «О полиции» с целью улучшения деятельности органов внутренних дел, совершенствования их структуры, приведения деятельности этих органов в соответствие с современными требованиями и нормами актов международного права, а также «сближения деятельности органов с обществом».

Для проведения реформы в МВД была создана рабочая группа, которая проводила подготовительную работу, создав концепцию реформирования и подготовив пакет документов, направленных на совершенствование законодательства в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Уже внесены некоторые изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность милиции, утверждена Государственная система ведения единого учета преступлений и лиц, их совершивших. Документы, о которых говорил глава государства, практически готовы. Недавно МВД Таджикистана сообщило, что рабочая группа закончила разработку Проекта программы реформы милиции на 2013-2020 годы. Работа эта проводилась совместно с Бюро ОБСЕ в Таджикистане. Как сообщили в МВД, проектом предусматривается введение новых критериев оценки качества работы милиции, в частности, не по раскрываемости преступлений, а по их предотвращению, количеству потерпевших, которым была оказана помощь, возмещению ущерба, профилактике различных правонарушений. Изменятся также главные обязанности сотрудников МВД, которые в своей работе будут делать упор на работу с общественностью для предупреждения преступлений. Также будет устанавливаться сотрудничество МВД с неправительственными организациями и СМИ, создаваться механизмы общественного наблюдения над работой правоохранительных органов.

По информации Управления международного сотрудничества и правовой помощи МВД, планируется изменение структуры самого министерства, включающее значительное сокращение количество подразделений ведомства и численность их сотрудников. Заметим, что в последние советские годы численность сотрудников МВД в Таджикистане составляла около 11 тысяч, причем, вместе с управлением исполнения наказаний (УИН). Правозащитники страны утверждают, что даже после передачи УИНа в систему Министерства юстиции, за годы независимости состав МВД увеличился в несколько раз. Глава оппозиционной Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров утверждает, что численность сотрудников МВД достигает примерно 36 тысяч человек, и считает эту цифру непомерно большой для населения страны. «По существующим нормам, для Таджикистана вполне достаточным был бы штат МВД в пределах 9 тысяч, то есть, в четыре раза меньше. Однако милиция нужна властям для сдерживания инициатив граждан и ограничения их конституционных прав», — заявил Зойиров. Между тем, сотрудник МВД Зумрад Солиева заявила радио «Озоди», что число милиционеров значительно меньше, чем названо Зойировым; однако при этом она не назвала конкретной цифры. Она лишь пояснила, что в результате нескольких аттестаций, которые осуществлялись по поручению президента, число сотрудников МВД сократилось. Одновременно с сокращением количества работников, будут повышены требования к уровню подготовки сотрудников МВД, вводится конкурсный отбор на вакантные должности, будет пересмотрена вся система работы с личным составом на всех уровнях.

В проекте Закона РТ «О полиции» содержатся международные стандарты, разработанные ООН, в частности, нормы поведения сотрудников правоохранительных органов во время вооруженных конфликтов, правила по обеспечению прав граждан, кодекс полицейской этики. Новая модель полиции будет направлена на обеспечение безопасности населения, прав и свобод гражданина, охрану общественного порядка. Как отметили в МВД страны, для преобразования милиции в полицию необходимо провести целый комплекс организационных, правовых, финансовых, технических мероприятий. Однако для этого, по утверждению руководства МВД, министерству необходимо также улучшить техническое оснащение и получить возможность повышения квалификации кадров. И в этом руководство МВД рассчитывает на международную помощь, ожидая зарубежных субсидий и грантов. Глава Бюро ОБСЕ в Таджикистане Ивар Викки по поводу реформирования милиции заявил СМИ: «Мы должны прилагать все усилия для реализации мер, направленных на расширение мандата правоохранительных органов, повышение квалификации их сотрудников, а также создание структур, способных реагировать на текущую криминальную обстановку. Кроме того, очень важно укреплять взаимоотношения между гражданами и милицией, что послужит предпосылкой для успешного проведения реформ в правоохранительных структурах».

Между тем, рядовые граждане пока скептически относятся к задачам реформирования. Столичная предпринимательница Майрам, которой уже не раз приходилось иметь дело с милицией, говорит: «У нас в милицию идут не ради того, чтобы защищать граждан, а для того, чтобы иметь возможность брать ни за что с них деньги. И пока я не вижу возможности властей изменить эту мотивацию. Может быть, если после сокращения штатов оставшимся милиционерам повысят зарплату, они станут более человечными по отношению к гражданам. Хотя, зная эту «ненасытную публику», я в этом сильно сомневаюсь».

 

Назар Турдыев, Voice of Freedom, Душанбе.

Источник статьи

Шарикон