О полиции

Полиция: вчера и сегодня

В предыдущих материалах мы постарались напомнить всем вам, уважаемые читатели, об истории создания советской и таджикской милиции. Сегодня мы расскажем об истории создания полиции, и о первых полицейских, и о том, что представляет собой полиция сегодня.

История полиции

Полиция — слово латинского происхождения и означало в первоначальном варианте «гражданская администрация» (от др.-греч. ἡ πολιτεία — государство, город). Первоначально значение слова «полиция» подразумевало все сферы ответственности государства и лишь в XIX веке оно было сведено к государственным функциям, связанным с борьбой с правонарушениями. Первой полицией современного типа считается Столичная полиция Лондона, основанная Робертом Пилем в 1829 году. Принципиальные положения полицейской реформы были изложены в Акте о столичной полиции (Metropolitan Police Act), которые больше известны как «Девять принципов Пила».

В соответствии с ними, полиция должна быть стабильной, эффективной и организованной, как военные институты. Она должна быть подконтрольной правительству. Отсутствие преступности является лучшим доказательством эффективности полиции. При этом полицейские должны были уделять существенное внимание распространению информации о преступности.

Немаловажное значение в Акте уделялось личности полицейского. «Должное внимание следует уделять формированию личности полицейского. Самое существенное качество полицейского — это отличный характер, ибо спокойная, уверенная манера действий является более эффективной, чем насильственные действия.
Уважительное отношение к внешнему виду полицейских, ибо хороший внешний вид полицейского и его выправка способствуют установлению доброжелательных отношений с общественностью и отражают в определенной степени уровень профессионализма. И еще один из важнейших до сих пор принципов гласит: «Всегда поддерживать отношения с населением, претворяя в жизнь исторические традиции, согласно которым полиция — это общество, а общество — полиция; полиция состоит из представителей населения, которые получают жалованье за то, чтобы полностью посвящать своё внимание обязанностям, возложенным на каждого гражданина, в интересах благосостояния и выживания общества».

Итак, в 6 часов вечера во вторник, 29 сентября 1829 года, первые констебли полиции Лондона (Metropolitan Police Service) заступили на патрульно-постовую службу. Полицейские носили тёмно-синие куртки и брюки, а также чёрные шляпы с кожаной тульей. Высокий кожаный воротник куртки предназначался для защиты от удушения. Столь характерное обмундирование было разработано для того, чтобы констебли как можно больше отличались от солдат. Каждый полицейский имел трещотку для вызова помощи, а единственным его оружием служила короткая дубинка. При этом сюртук с блестящими пуговицами был предназначен для того, чтобы окружающие помнили, что британский полицейский  поставлен им в услужение.

Первыми комиссарами, которых в начале июля 1829 года выбрал Роберт Пиль, были 47-летний подполковник Чарльз Роан и 33-летний адвокат Ричард Мэйн. Роан, полагаясь на свой армейский опыт, разработал структуру полицейских сил, которая сохранилась, по большей части, до наших дней. Он же ввёл и базовую систему патрульно-постовой службы.

Само название «Скотленд-Ярд» было дано офису полиции, в реальности находившемуся по адресу Уайтхолл 4, по той причине, что сзади он выходил на улицу с одноименным названием Скотленд-Ярд. В 1890 году полиция переехала в новую штаб-квартиру, в прекрасное здание на набережной Темзы, которое стало известным на весь мир под названием Новый Скотленд-Ярд.

На протяжении почти 90 лет организация английской полиции и методы ее работы оставались без существенных изменений. Начало ХХ века ознаменовало собой резкое увеличение применения новых средств расследования преступлений Скотленд-Ярдом, который вскоре обогнал по технической оснащенности аналогичные службы Европы и США. Так, в октябре 1910 года, Скотленд-Ярд успешно раскрыл дело Хоули Харви Криппена – врача, отравившего свою жену и скрывшего следы своего преступления путем профессионально проведенного расчленения тела, удаления с него всех признаков, позволявших впоследствии идентифицировать даже пол жертвы. Применение в этом деле новейших методов гистологии ознаменовало собой внедрение в криминалистику науки судебной медицины. Тогда же медик Джон Спилсбери впервые в мире применил в ходе расследования преступлений микроскопию тканей для рубцовой идентификации в отношении застарелых телесных повреждений. Бурное развитие английской криминалистики в дальнейшем привело к таким достижениям, как открытие судебной баллистики путем создания сравнительного микроскопа (каждое оружие оставляет на пуле свой неповторимый след, в Скотленд-Ярде была создана самая крупная коллекция оружия и боеприпасов).

В наши дни, полиция Великобритании пользуется заслуженным доверием граждан и прекрасно справляется со своими задачами: уровень преступности Соединенного Королевства значительно ниже среднеевропейского.

Полиция сегодня

Сегодня полиция  — это система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Она осуществляет широкий спектр функций, набор которых в разных странах различается. Наиболее характерной функцией является предотвращение и раскрытие преступлений и других правонарушений. На полицию могут также возлагаться задачи охраны различных объектов, непосредственного поддержания порядка в общественных местах, регулирования дорожного движения, предупреждения аварийности, осуществления административного контроля и надзора в различных сферах деятельности, исполнения решений других государственных органов и т. д. Во многих странах в ведении полиции находится пожарная охрана и спасательные операции. Для решения этих задач органы и должностные лица полиции располагают полномочиями, среди которых — полномочия на применение методов принуждения (что не исключает применения в её работе методов убеждения и иных способов обеспечения воздействия правовых норм).

Полицейские системы различных стран могут быть централизованными (Австрия, Франция, Россия после реформы и др.), либо децентрализованными (США, Великобритания, Германия и др.). Например, в России существует централизованная структура полиции, при которой её руководство составляет планы, которые необходимо выполнить сотрудникам полиции на местах и регулярно проводит оценку их выполнения. В децентрализованных структурах, как например, в США, местный шериф (лицо, избранное местным населением) пользуется широкой свободой действий, принимая решения о том, какими вопросами следует заниматься, а какие заслуживают меньшего внимания.

Полицейские службы также могут быть объединены в одном ведомстве (Финляндия) или разбросаны по разным ведомствам (Италия — «страна пяти полиций», Франция — национальная полиция, жандармерия).

В государствах с разделением властей органы полиции относятся к исполнительной ветви власти, однако органы и должностные лица, связанные с расследованием преступлений и принятием решений по мелким правонарушениям, сохраняют связь с судебной ветвью власти (например, судебная полиция и полицейские трибуналы во Франции).

В большинстве стран органы полиции находятся в ведении министерства внутренних дел или непосредственно входят в его систему, как составная часть, что подчеркивает значение полиции как проводника и орудия правовой политики государства. Встречается также подчинение полиции министерству юстиции, безопасности, либо наличие специализированного, обособленного министерства или ведомства, как например, Министерство общественной безопасности КНР.

В большинстве стран полиция является гражданской структурой, но в ряде стран, например во Франции, Турции и Чили, наряду с собственно полицией существует жандармерия, которая изначально была частью вооруженных сил, а иногда является ею, и в настоящее время (например, карабинеры в Италии). Во многих странах полиция обладает ярко выраженными военными характеристиками: полицейские носят звания, аналогичные воинским, (например, генерал полиции), иногда живут в казармах и т. п.

Чёткое разграничение между полицией и органами государственной безопасности (спецслужбами) не всегда возможно. В некоторых странах спецслужбы полностью отделены от полиции, в других, например, в Малайзии и Ирландии, органы государственной безопасности входят в состав полиции. В ряде стран деятельность органов безопасности регламентируется законами, отличными от тех, что регулируют работу полиции.

Сотрудники полиции

Численное соотношение полиции и населения в различных странах широко варьируется: например, в Чехии на 178 человек приходится один сотрудник полиции, а в Бангладеше — один на 1200 человек. Для стран Евросоюза, как правило, это соотношение составляет 1 к 300—400.

Основным и практически единственным критерием отбора кандидатов на службу в полицию полицейских в большинстве стран являются их физические данные, как правило, включающие рост и вес, а также способность пройти практические испытания. Чаще всего отбираются сотрудники определённого возраста (например, в Чехии от 17 до 30 лет). В большинстве стран от кандидатов требуют наличия среднего уровня образования. В некоторых странах используются более сложные методы тестирования, направленные на выявление умственных способностей и личных качеств кандидатов. Как правило, в тестах основное внимание уделяется таким личностным качествам, как стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность.

Во многих государствах сотрудникам полиции обязательно требуется юридическое образование. Для этого существуют так называемые полицейские академии, либо полицейские колледжи, без окончания которых вас просто не примут на работу в полицию.

В других государствах, как например, Хорватия, подготовка полицейских сначала ведётся в учебном центре и длится от 3 до 18 месяцев, а затем следует стажировка под руководством старшего сотрудника.

При обучении полицейских применяются различные методики. Например, при обучении применению огнестрельного оружия в Германии используют следующую методику. Обучаемый получает оружие, которое соединено с экраном с помощью лазера. На экране демонстрируется видеозапись инцидента, на который он должен отреагировать. Ему необходимо решить, что следует предпринять, а затем обосновать своё решение. Инструктор обсуждает с обучаемым каждое совершённое им действие (достал оружие, прицелился, выстрелил) и выясняет, почему он принял именно такое решение и, каким образом оно соотносится с требованиями соразмерности, необходимости и законности. Если обучаемый решает открыть огонь и поражает цель, то на экране можно будет увидеть раненого или убитого человека. С другой стороны, если обучаемый решит не стрелять, то также увидит последствия своего решения: возможно, что под огонь попадёт он сам.

Я во время своей стажировки в полиции земли Бремен вместе со своим напарником Иоганном Вульфом также прошел такой тест. Мы вместе изготовились к стрельбе, и в это время на экране появилась автомашина с двумя подозреваемыми. Иоганн приказал подозреваемым выйти из машины и мне – следить за водителем, а сам стал давать команды пассажиру «Выйти из машины», «Руки вверх», «Руки на машину» «Не двигаться». Но тут пассажир на экране полез правой рукой во внутренний карман куртки, и Иоганн, закричав «Стоять», выстрелил в него. Человек на экране, не успев вскинуть пистолет, который он достал из куртки, «надломился» и упал. При этом было ясно видно, что Иоганн выстрелил подозреваемому лицу прямо в область сердца.

Инструктор разобрал весь эпизод и, отметив, что в целом Иоганн действовал правильно, посоветовал ему в следующий раз стрелять в другие зоны поражения: руки, ноги, в нижнюю часть туловища. Иоганн, окрыленный успехом, попросил повторить эпизод с задержанием, и все произошло точно так же, как и в первый раз. Но когда подозреваемый опять полез во внутренний карман куртки, Иоганн выстрелил в него, и уже после выстрела мы увидели, что подозреваемый выхватил из кармана служебное удостоверение и прокричал «я – офицер полиции».

Шарикон