История таджикской милиции

Всегда с противоречивыми чувствами встречал праздник 6 февраля. С одной стороны – вроде бы это мой профессиональный праздник, а с другой – возникает ощущение очередного «переписывания истории». И сегодня я хотел бы поделиться своими мыслями с коллегами по работе, одновременно поздравляя их с Днем таджикской милиции.

Из энциклопедических словарей мы знаем, что в большинстве стран мира милицией называются вооружённые формирования, предназначенные для поддержания общего порядка. Они обычно формируются из добровольцев и не входят в состав официальной системы государственных правоохранительных органов.

Государственная служба поддержания общественного порядка называется полицией. В царской России полиция была создана 7 июня 1718 года по указу Петра Первого.  Кроме полиции, в России действовал и корпус жандармов – политическая полиция Российской империи. Отряды милиции (в первоначальном смысле) формировались в то время в Российской империи во время крупных забастовок, других массовых выступлений против власти.

После завоевания Россией Средней Азии в 60-80-е годы XIX века на ее территории было создано Туркестанское генерал-губернаторство, в котором также были созданы полиция и действовали жандармы. В состав Туркестанского генерал-губернаторства входили 12 волостей Самаркандского и Ходжентского уездов, которые входят ныне в состав Республики Таджикистан.

В Бухарском эмирате, в том числе и в Восточной Бухаре, действовавших под протекторатом России, полицейские обязанности возлагались на «миршабов», в подчинении у каждого из которых было по несколько «шабгардов» - ночных караульных. Все эти «полицейские» денежного содержания не получали и содержались за счет населения. Как отмечал в своей книге «Бухара» Садриддин Айни, «доход миршаба составлялся из подношений от воров, разбойников, картежников и тому подобных жителей города».

После Февральской революции институт жандармерии был ликвидирован, была провозглашена замена полиции «народной милицией», которая была создана на основании постановления Временного правительства «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года. Параллельно с государственной народной милицией продолжали организовываться и существовать отряды рабочей милиции, создаваемые местными Советами для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны предприятий.

Октябрьская революция отменила всю систему государственных учреждений, в том числе и милицию. В то время у большевиков господствовало мнение, что армия и полиция должны быть упразднены, а их функции — переданы непосредственно вооружённому народу. Декретом НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было установлено: «Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, Военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казенным оружием. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу».

Именно этот день – 10 ноября, отмечался в СССР и до сих пор отмечается в России как «День милиции».

Итак, милиция была учреждена, но милицейские органы не имели штатной структуры и были фактически добровольческими формированиями. Около года после этого милиция, как государственная организация, не существовала. На местах ранее существовавшие формирования милиции были где-то распущены, а где-то реорганизованы. Местные Советы создавали и поддерживали собственные милицейские отряды.

Однако разгул преступности очень скоро заставил понять руководителей страны советов, что система охраны правопорядка не может существовать и эффективно функционировать, будучи набором самодеятельных добровольческих отрядов. В марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед правительством вопрос о воссоздании милиции в качестве государственной организации. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены». На его основании были сформированы организационные документы, составлен проект «рабоче-крестьянской милиции». 21 октября 1918 года НКВД и НКЮ утвердили «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции».

Созданная под названием «рабоче-крестьянская милиция» система фактически была полицией. Наименование системы обеспечения правопорядка было изменено, чтобы подчеркнуть близость к интересам народа, и, чтобы новая организация не ассоциировалась со старой полицией и жандармерией, служившими символами царизма.

В волостях Ходжентского уезда рабоче-крестьянская милиция также была создана в соответствии с Декретом НКВД от 10 ноября 1917 года. Уже 12 ноября 1917 года в Костакозской волости состоялся многолюдный митинг, на котором было объявлено о победе Советской власти и о формировании новых органов управления. В этот же день на митинге было объявлено о создании отряда милиции, в которую вошли в основном малоимущие и бедняки. Такие же отряды милиции были созданы на территории всех других волостей и джамоатов.

30 апреля 1918 года в Ташкенте на месте Туркестанского генерал-губернаторства была провозглашена Туркестанская Автономная Советская Социалистическая республика (ТАССР) в составе РСФСР, первое советское государственное образование в Средней Азии. 1 мая 1918 года был создан Народный комиссариат внутренних дел ТАССР, в составе которого действовала милиция молодой среднеазиатской республики. Например, в соответствии с решением коллегии НКВД, Ходжентский исполком 19 июня 1918 года принял постановление об организации регулярной милиции. К 16 октября 1918 года начальник милиции Ходжентского уезда направил докладную записку о том, что «милиция в Ходженте полностью сформирована».

Такие же отряды добровольной милиции были созданы в Ура-тюбе, Аштском районе, которые входили в то время в состав Наманганского уезда Ферганской области, Канибадаме и Исфаре, входившие в состав Кокандского уезда.

К концу 1920 года НКВД Туркестанской АССР уже имел 34 городских, 26 уездных и 92 районных отделов милиции.

14 сентября 1920 года Съезд народных представителей Бухары провозгласил Бухарскую Народную Советскую Республику (БНСР). Был сформирован состав Всебухарского Ревкома и Совета Народных Назиров (комиссаров) (СНН). Народным назиром внутренних дел был назначен Мухтарджан Саиджанов. С победой Бухарской народной революции Советская власть была номинально установлена и в Центральном и Южном Таджикистане (Восточная Бухара). Одновременно происходило и формирование органов милиции Восточной Бухары, положившее начало новому этапу становления таджикской милиции.

30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик, куда в составе Узбекской ССР после национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии, в ноябре 1924 года вошла Таджикская АССР. 27 ноября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР утвердила решение об образовании Автономной Таджикской ССР в состав которой вошли 12 волостей Самаркандского и Ходжентского уездов Самаркандской области (без Самарканда и Ходжента), Туркестанской АССР и почти вся восточная часть Бухарской ССР (с Гармской, Гиссарской, Кулябской, Курган-Тюбинской и Сары-Ассийской волостями).

7 декабря 1924 года Революционный Комитет Таджикской АССР принял решение о создании Народного Комиссариата внутренних дел. 14 декабря 1924 года был назначен первый народный комиссар внутренних дел Абдулло Ярмухаммедов. Полный состав работников НКВД численностью 33 человека 18 декабря 1924 года стал готовиться к поездке в Душанбе и 1 января 1925 года выехал из Ташкента. Борьба с басмачеством, а с другой стороны, медлительность, которая, по словам военспецов, вообще была характерна для таджикских чиновников, привели к тому, что только лишь 5 февраля 1925 года 18 сотрудников НКВД въехали в город Душанбе.

6 февраля 1925 года на очередном заседании Ревкома Таджикской АССР, состоявшемся в городе Душанбе, был заслушан доклад Наркома внутренних дел «О положении милиции в республике». На основании доклада Ярмухаммедова Ревком принял решение о реорганизации милиции (подчеркнуто автором) и образовании милиции в городе Душанбе.

Естественно, что во время разгула басмачества в Восточной Бухаре говорить о создании милиции было преждевременно перед первым наркомом внутренних дел Ярмухаммедовым и начальником Главного управления милиции Францом Ижевским стояла очень трудная задача – создать милицию в центральном и южном Таджикистане. В срочном порядке из числа коренных таджиков, работавших на промышленных предприятиях, а также красноармейцев стали укомплектовываться отряды милиции Кулябского, Гиссарского и Гармского вилаятов, которые состояли из штатного аппарата и иррегулярной милиции.

Спустя год Ижевским было принято решение о праздновании первой годовщины со дня образования таджикской милиции и с тех пор до 1962 года в Таджикистане праздновали 6 февраля как День милиции. Но уже в 1963 году таджикская милиция отмечала свой профессиональный праздник 10 ноября – как и все советские милиционеры.

Однако в 1993 году, спустя два года после приобретения независимости, в Таджикистане было принято решение о возвращении к старой дате празднования Дня милиции и уже 6 февраля 1994 года мы стали праздновать День милиции по-новому.

Можно сейчас много спорить о причинах, побудивших людей принимать то или иное решение о праздновании Дня милиции в Таджикистане. Может быть, Ижевский, душа которого как у красноармейца Сухова рвалась к своей Катерине Матвеевне, решил сделать маленький праздник для себя и для окружавших его людей (из 33 сотрудников НКВД лишь трое были таджиками, еще трое узбеков, 1 – казах, остальные – русскоязычные) и отметить таким образом первую годовщину своего пребывания на таджикской земле. Может быть, существовали и другие, допустим, политические причины такого решения.

Напротив здания ГАИ Бободжонгафуровского района стоит памятник герою гражданской войны, одному из первых руководителей милиции Ходжентского уезда Кутбиддину Нажмиддинову, зверски убитого басмачами в 1922 году. А что мы скажем родственникам Комила Ёрматова, Хайдара Усмонова, Ахмадхона Саидхонова (Мубораккадам) и многих других, которые своей кровью защищали общественный строй и порядок в Северном Таджикистане.

Мы рады, что день милиции в Республике Таджикистан с 2011 года вновь стал праздноваться 10 ноября.

Шарикон