О милиции

Наша служба и опасна и трудна…

Во время обсуждения проекта Стратегии реформы милиции очень часто задают вопрос «а в чем необходимость переименования милиции в полицию».

В этом материале мы попытаемся рассказать о возникновении «милиции», почему в бывшем СССР полицию стали называть милицией и почему сейчас практически во всех постсоветских странах милицию опять переименовывают в полицию.

Милиция — название органов правопорядка в СССР, а также в пяти социалистических странах: Болгарии, Монголии, Польше, Румынии и Югославии. В настоящее время название «милиция» у органов правопорядка сохраняется лишь в нескольких постсоветских странах— Белоруссии, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и на Украине.

Изначально словом милиция (от лат. militia — «войско») было принято обозначать, и в этом значении оно используется в большинстве стран мира, нерегулярные вооружённые формирования, используемые, в том числе и для поддержания общественного порядка, формируемые из добровольцев и, не входящие в состав официальной системы государственных правоохранительных органов. Например, в США американская милиция, как добровольное военное объединение граждан начинает свою историю ещё в колониальную эру, когда первые отряды милиции организовывались белыми колонистами для защиты от атак индейцев. Кстати, в Штатах до сих пор используется термин «милиция» для обозначения резервов американской армии: организованная милиция (The organized militia); резервная милиция (The reserve militia).

В Российской империи термин милиция начали употреблять ещё в 1146 году, и значился он народным ополчением из местного населения во времена смуты. После изменений, которые внес Петр I, это именование стало устаревшим. С тех времен и до нашего времени его принято называть просто ополчением. Но в начале 20-го века отряды милиции (в первоначальном смысле) формировались во время крупных забастовок и других массовых выступлений против власти.

Термин «милиция» в значении «органы охраны общественного порядка» изначально произошел из установления Временного правительства, заменившего после Февральской революции «царскую» полицию «народным ополчением», занятым охраной порядка. Так, были ликвидированы корпус жандармов и Департамент полиции (постановления Временного правительства от 6 марта 1917 года и от 10 марта 1917 года). Тогда же была провозглашена замена полиции «народной милицией», которая была создана на основании постановления «Об утверждении милиции» и «Временного положения о милиции» от 17 апреля 1917 года. Это воспринималось как первый шаг к упразднению профессиональной полиции, а в дальнейшем — и к отказу от постоянной армии, передаче их функций  непосредственно вооружённому народу.

В дальнейшем термин «милиция» был воспринят советским правительством России и распространялся на территории страны, попавшей в сферу влияния СССР. В. И. Ленин так обосновывал это: «На вопрос о том, откуда появилась необходимость в особых, над обществом поставленных, отчуждающих себя от общества, отрядах вооруженных людей (полиция, постоянная армия)», западноевропейский и русский филистер склонен отвечать парой фраз, заимствованных, у Спенсера или у Михайловского, ссылкой на усложнение общественной жизни, на дифференциацию функций и т. п. Такая ссылка кажется „научной“ и прекрасно усыпляет обывателя, затемняя главное и основное: раскол общества на непримиримо враждебные классы». Отсюда Ленин как раз и ставит вопрос о создании милиции — как отрядов самообороны пролетариата.

Но созданная под наименованием «милиция» система фактически оказалась разновидностью полиции (государственной службы поддержания порядка). Дело свелось к изменению наименования, которое подчеркивало близость к интересам народа, чтобы новая организация не ассоциировалась со старой полицией и жандармерией, служившими символами старого порядка. Параллельно с государственной народной милицией продолжали организовываться и существовать отряды рабочей милиции, создаваемые местными Советами для поддержания порядка при массовых мероприятиях и организации охраны предприятий.

Октябрьская революция отменила всю систему государственных учреждений, в том числе и народную милицию Временного правительства. Декретом НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было установлено:

«Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов. Военная и гражданская власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению её техническими силами вплоть до снабжения её казенным оружием. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу». Именно этот день (10 ноября) и стал отмечаться как «День милиции».

Таким образом, милиция была учреждена, но милицейские органы не имели штатной структуры и были, фактически, добровольческими формированиями. Около года после этого, милиции как государственной организации, не существовало. На местах ранее существовавшие формирования милиции были где-то распущены, где-то реорганизованы. Местные Советы создавали и поддерживали собственные милицейские отряды.

Так, уже 12 ноября 1917 года в Костакозской волости Ходжентского уезда состоялся многолюдный митинг, на котором было объявлено о победе Советской власти и о формировании новых органов управления. В этот же день на митинге было объявлено о создании отряда милиции, в которую вошли в основном малоимущие и бедняки. Такие же отряды милиции были созданы на территории всех других волостей и джамоатов.

Однако очень скоро было осознано, что система охраны правопорядка не может существовать и эффективно функционировать, будучи набором самодеятельных добровольческих отрядов. В марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед правительством вопрос о воссоздании милиции в качестве государственной организации. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла распоряжение: «Милиция существует, как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены». На его основании были сформированы организационные документы, составлен проект «рабоче-крестьянской милиции». 21 октября 1918 года НКВД и НКЮ утвердили «Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции».

30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик, куда в составе Узбекской ССР после национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии, в ноябре 1924 года вошла Таджикская АССР. 27 ноября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР утвердила решение об образовании Автономной Таджикской ССР, в состав которой вошли 12 волостей Самаркандского и Ходжентского уездов Самаркандской области (без Самарканда и Ходжента) Туркестанской АССР и почти вся восточная часть Бухарской ССР (с Гармской, Гиссарской, Кулябской, Курган-Тюбинской и Сары-Ассийской волостями).

7 декабря 1924 года Революционный Комитет Таджикской АССР принял решение о создании Народного Комиссариата внутренних дел. 14 декабря 1924 года был назначен первый народный комиссар внутренних дел Абдулло Ярмухаммедов. Полный состав работников НКВД численностью 33 человека 18 декабря 1924 года стал готовиться к поездке в Душанбе и 1 января 1925 года выехал из Ташкента. Борьба с басмачеством, а с другой стороны, медлительность, которая, по словам военспецов, вообще была характерна для таджикских чиновников, привели к тому, что только лишь 5 февраля 1924 года 18 сотрудников НКВД въехали в город Душанбе.

6 февраля 1925 года на очередном заседании Ревкома Таджикской АССР, состоявшемся в городе Душанбе, был заслушан доклад Наркома внутренних дел «О положении милиции в республике». На основании доклада Ярмухаммедова Ревком принял решение о реорганизации милиции (подчеркнуто автором) и образовании милиции в городе Душанбе. Но об истории таджикской милиции можно гораздо больше и интереснее прочитать в книге доктора исторических наук, начальника Академии МВД Республики Таджикистан генерал-майора милиции А.Ш. Розикзода «Становление милиции Таджикистана».

Вот так начиналась история милиции, как органов правопорядка. Созданию милиции посвящены многие фильмы и произведения писателей. Это и знаменитый сериал «Рожденная революцией», фильмы про Анискина, «Инспектор ГАИ», «Сержант милиции», стихи «Дядя Степа». У советских людей сложился устойчивый стереотип «моя милиция меня бережет», который поддерживался такими любимыми в народе песнями, как «Наша служба и опасна и трудна» и др.

По примеру СССР органы правопорядка стали называться милицией в Монголии, а после Второй мировой войны – в странах так называемого социалистического лагеря: Болгарии, Румынии, Польше и Югославии. Однако после распада СССР и всей социалистической системы многие бывшие социалистические страны и бывшие республики СССР переименовали милицию в полицию: в 1989 году Болгария, Словения, в 1990 году — Польша, Румыния, Эстония, Литва, Молдавия, Хорватия, в 1991 году — Латвия, в 1992 году — Монголия, в 1993 году — Грузия, в 1998 году — Казахстан, в 1999 году — Азербайджан, в 2001 году — Армения и Туркменистан, в 2011 году – Россия. В настоящее время проект о переименовании милиции в полицию готовится у наших соседей – в Кыргызстане. Указание о разработке проекта Закона Республики Таджикистан «О полиции» прозвучало и во время ежегодного Послания Президента страны уважаемого Эмомали Рахмон 20 апреля 2012 года, так что в скором времени органы правопорядка будут называться милицией только в Белоруссии, на Украине и в Узбекистане.

Одной из преград для переименования милиции в полицию в западной части бывшего СССР (Белоруссия, Украина) является память о «полицаях» времён Второй мировой войны. В Узбекистане, хотя и милиция по-прежнему называется милицией, однако празднуют сотрудники милиции «День сотрудника органов внутренних дел».