Очередное заседание Объединенной коллегии МВД Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Вчера в Душанбе прибыла делегация МВД России во главе с министром внутренних дел Российской Федерации Владимиром Колокольцевым.

Как нам сообщили в пресс-центре МВД РТ, его сопровождают заместители министра внутренних дел – начальник Следственного департамента МВД России Юрий Алексеев, статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел Игорь Зубов, заместители министра внутренних дел Виктор Кирьянов, Сергей Герасимов, а также начальник Главного управления уголовного розыска МВД России Виктор Голованов и начальник Главного управления по противодействию экстремизму МВД России Тимур Валиулин.

Эта представительная делегация принимает участие на очередном заседании Объединенной коллегии, на котором сегодня рассматриваются такие важные вопросы, как вопросы сотрудничества министерств внутренних дел Российской Федерации и Республики Таджикистан в борьбе против экстремизма и организованной преступности. Мы еще подробно ознакомим наших читателей с ее итогами, а в этом сообщении речь пойдет о ходе проведения реформы полиции России. Реформа полиции в России началась в 2010 году, с подписанием Президентом России Указа «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации». Указ предусматривал осуществление мероприятий по исключению дублирующих, избыточных и несвойственных милиции функций. В этих целях был принят Федеральный закон «О полиции», ряд других законов, направленных на оптимизацию структуры органов внутренних дел Российской Федерации. Однако, по мнению многих экспертов, реформа милиции в России была проведена неудачно. Генерал Владимир Овчинский откровенно признал, что не может понять происходящее в МВД: «Это какая-то странная реформа, мало похожая на реформу. Где сама концепция реформы: что реформировать, во имя чего и зачем? Как таковая сама реформа никогда и никем публично не обсуждалась, её концепции нет и не было. Не обсуждаются также структура, направления деятельности, да ничего вообще не обсуждается! Даже в парламенте эту «реформу» не обсуждали, а все попытки провести парламентские слушания исправно гасились».

Кстати, в Таджикистане учли недостатки и упущения, которые были допущены при проведении милицейской реформы в России. Наши эксперты совместно с ОБСЕ начали процесс реформы с разработки Стратегии реформы милиции, а также Программы по реализации этой стратегии. В России же приказ «О создании Расширенной рабочей группы по дальнейшему реформированию органов внутренних дел Российской Федерации», которая будет разрабатывать Концепцию реформирования МВД России, подписан только в июне 2012 года, т.е., спустя два с половиной года с начала реформирования этой системы.

Как сообщает пресс-центр МВД России, «цель создания Рабочей группы – обеспечение реального сотрудничества с экспертным сообществом, с теми, кто хорошо знаком со службой в органах внутренних дел и предлагал конструктивные решения. В состав Группы включены известные правозащитники, депутаты, юристы, эксперты с опытом работы в МВД России и других силовых ведомствах». Ответственным секретарем назначен главный критик проводимых реформ Владимир Овчинский, который к тому же назначен новым министром внутренних дел помощником министра. Итак, МВД России перешло к следующему этапу реформирования, в ходе которого произведена оценка эффективности проведенных преобразований и определяются следующие шаги. Рабочая группа уже разработала дальнейшую стратегию реформы, в которой отметила, что позитивным фактором «нургалиевской» реформы стало сохранение жесткой вертикали централизованного управления в системе МВД, принятие законодательных актов, соответствующих международным стандартам работы полиции. В тоже время, «изменения не привели в полной мере к результатам, ожидаемым гражданским обществом. Нарушения законности в органах внутренних дел, к сожалению, продолжают иметь место. Аттестация, в ходе которой было уволено весьма значительное количество не соответствующих велениям времени сотрудников, сама по себе не могла решить задачу принципиального обновления и повышения профессионализма кадрового ядра. В основе на службу в полицию были переведены те же сотрудники милиции, с их положительными и отрицательными качествами» - отмечается в концепции.

Стало ясно, что без изменения системы учета и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях, без качественного улучшения организации реагирования на них, без отказа от укоренившихся стереотипов оценки эффективности деятельности полиции, стимулирующих сотрудников на укрытие противоправных фактов, манипуляцию со статистикой в целях создания картины мнимого благополучия оперативно-служебной деятельности, цель реформы достигнута не будет. Будет создана государственная автоматизированная система правовой статистики и федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности. В МВД России уверены, что система обеспечит прозрачность, достоверность и полноту учета сведений о преступлениях. Предлагается также апробировать экспериментальную систему регистрации заявлений о преступлениях и пропавших без вести: внедрение формализованных бланков заявлений; обеспечение обязательной оценки действий сотрудников полиции со стороны заявителей; использование психологов-волонтеров при работе с потерпевшими от преступлений при приеме заявлений.

Напомним, что в проекте Стратегии реформы милиции Таджикистана вопросам создания качественно новой системы регистрации и учета заявлений о преступлениях также отводится первостепенное место. «В стратегической перспективе улучшение взаимодействия милиции и общества связано с такой его организацией, когда милиция будет восприниматься как орган власти, относящийся к своему гражданину – жертве преступления – с максимальной отзывчивостью, готовностью обеспечить его защиту, предложить эффективные меры разрешения конфликтов, возмещения ущерба, восстановления нарушенных прав» – отмечается в нашей Стратегии. По словам одного из авторов проекта Концепции, депутата Государственной Думы России Александра Хинштейна, «будут введены и новые критерии эффективности деятельности полиции. Ее будут оценивать по показателям выявления реального количества преступлений, своевременности и качества реагирования на них, полноты и быстроты восстановления законных интересов заявителей, а также на основе изучения мнения граждан о личной безопасности и деятельности органов внутренних дел. Оценка эффективности полицейского будет, в первую очередь, учитывать его способность работать с проблемами местного населения и умение вовлекать местных жителей в процесс охраны правопорядка». Это далеко не полный перечень мероприятий, заложенный в проект Концепции реформы российской полиции. Авторы концепции подчеркивают, что предложенные ими направления дальнейшего реформирования не являются исчерпывающими, и предлагают гражданскому обществу вносить свои предложения по созданию в России действительно современной, работоспособной и авторитетной полиции XXI века. На сайте МВД Республики Таджикистан еще с августа размещен текст проекта Стратегии реформы милиции Таджикистана, однако, по словам администратора сайта, предложений для внесения изменений и дополнений в текст Стратегии не поступало.

Партнеры