Милиция в зеркале общества

В Таджикистане с 12 по 24 февраля 2013 года был проведен общественный мониторинг деятельности милиции.

Всего мониторингом было охвачено более 30 управлений и отделов Министерства внутренних дел в г.Душанбе, Хатлонской и Согдийской областях, Горно-Бадахшанской автономной области, а также районах республиканского подчинения.

«В рамках данной кампании были проанализированы такие аспекты, как доступ населения к милиции (вход в дежурную часть, наличие пандусов для лиц с ограниченными возможностями), наличие информации для посетителей о номерах «Телефонов доверия» или «Горячей линии» правоохранительных органов, о правилах приема, регистрации и рассмотрения заявлений, о номерах телефонов руководства и графике приема посетителей, наличие книги жалоб, обращение дежурных с гражданами (представляются ли при разговоре) и т.д.», - говорит Сергей Романов, Директор Общественной организации «Независимый Центр защиты прав человека».

Наряду с этим, мониторинг деятельности патрульно-постовых служб был направлен на исследование готовности патрульных к охране общественного порядка (наличие экипировки, готовность реагировать на правонарушения), идентификация ППС (наличие идентификационных карточек).

В качестве положительных моментов необходимо отметить, что при входах в ОМВД ведётся видеонаблюдение, кроме того, наблюдалось вежливое обращение сотрудников дежурных частей с населением и гражданскими активистами при проведении мониторинга, а также предоставление информации о порядке приёма посетителей руководством ОМВД, месторасположения различных служб, в том числе медицинских. Например, в Согдийской области при обращении в дежурную часть, сотрудник свободно смог предоставить информацию как на государственном языке (таджикском), так и на русском, узбекском и английском языках, что является положительным примером, учитывая возможность обращения иностранных граждан в территориальные ОМВД.

Результаты мониторинга показали, что на зданиях имеются опознавательные таблицы «Милитсия». Однако не все УМВД и ОМВД можно быстро найти, так как вдоль улиц не вывешены стрелки, указывающие месторасположение данных учреждений.

Во всех ОМВД установлены контрольно-пропускные пункты, которые проверяют и регистрируют каждого посетителя. Было отмечено, что данная процедура создаёт сложности и препятствия при обращении граждан с заявлениями.

Ни один вход в территориальные ОМВД не оснащен пандусом для доступа лиц с ограниченными возможностями, что создаёт препятствия этой категории граждан для обращения с заявлением в дежурную часть.

В г. Душанбе, ГБАО, РРП и в Хатлонской области в вестибюле или у входа зданий ОМВД нет информации о номерах телефонов или работе «Горячей линии». Кроме того, не было информационных таблиц и о правилах приема граждан. Лишь в Согдийской области информация о работе «Горячей линии» была доступна практических во всех отделениях (за исключением г. Канибадам, Исфара и ОМВД правого берега Худжанда).

Во всех ОМВД, которые посетили наблюдатели, вывешена информация о днях приема граждан руководством данных структур. Однако во всех отделах милиции отсутствует книга жалоб или она, по словам сотрудников, находится только в распоряжении должностных лиц дежурных частей и содержится в местах, не доступных для обращающихся граждан.

При обращениях граждан сотрудники дежурных частей не представляются, однако соблюдают вежливый стиль общения. Они предоставляют всем обратившимся гражданам затребованные консультации и разъяснения. В некоторых ОМВД Согдийской области сотрудники дежурных частей носили идентификационные карточки с указанием фамилии и должности, а в других регионах носили металлические жетоны.

Следует отметить, что при дежурных частях не было обнаружено отдельной комнаты для приема граждан.

Что касается работы патрульно-постовых служб, форма их сотрудников в большинстве случаев соответствовала погодным условиям на день проведения мониторинга. В Согдийской области было отмечено, что несколько сотрудников зимой были одеты в тонкое обмундирование. На форме сотрудников отсутствовали жетоны и другие идентификационные знаки, кроме надписей отношения к подразделениям службы ППС.  Помимо свистка и резиновой дубинки у сотрудников не было замечено других технических средств (например, рации). В Согдийской области сотрудники ППС получают дубинки в вечернее время при несении службы.

 Патрульные машины были отмечены в Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе, Районах Республиканского подчинения, однако установить город и отделение, за которыми закреплены автомобили ППС, по идентификационным знакам невозможно. Лишь по последней цифре номера можно узнать, в каком регионе республики они зарегистрированы. Однако в Согдийской области было отмечено, что патрульные машины имеют опознавательные знаки принадлежности к территориальным ОМВД. Также наблюдалось, что эти автотранспортные средства используются сотрудниками ГАИ.

По словам Сергея Романова, проведение данной кампании показало, что в территориальных ОМВД необходимо: поместить больше информации о «Горячих линиях», которые действуют при МВД; разместить стенды с образцами заявлений и жалоб; информацию на других языках, например, на русском и узбекском; обеспечить доступ в дежурные части лицам с ограниченными возможностями через строительство пандусов и создание соответствующих условий и предоставить открытый доступ населению к книгам жалоб и предложений.

Директор Независимого центра защиты прав человека выразил удовлетворение проведением общественного мониторинга: «В настоящее время мы предоставили СМИ предварительные итоги нашей работы. Результаты всей кампании будут отражены в отчете, который планируется выпустить в апреле 2013 года совместно с партнерами из Российской Федерации, Украины и Молдовы».

Пресс-релиз ОО «Независимый Центр защиты прав человека» 

  Источник статьи

 

 

Партнеры